Ограничения западных стран на заграничные путешествия россиян (закрытие воздушного пространства, ослабление авиационной отрасли РФ), последствия ограничений в период пандемии COVID-19, рост цен на отдых в стране, в особенности на пляжные курорты, активизировали спрос со стороны россиян на путешествия по регионам их проживания. В качестве объекта эмпирического исследования выступила Вологодская область, субъект Северо-Запада России, обладающий значительным туристическим потенциалом. В настоящее время отсутствует информация о туристических потоках внутри региона. В связи с этим возросла необходимость анализа потенциального туристического спроса на внутренний туризм среди жителей региона и сезонных колебаний на спрос, что и определило цель данного исследования. Для достижения цели были решены следующие задачи: анализ отечественных и зарубежных подходов к оценке потенциального спроса и его сезонности с использованием поисковых систем; разработка методического инструментария к определению потенциального спроса на туристические ресурсы региона на основе данных поисковых запросов пользователей; анализ характера сезонности потенциального спроса местного населения на туристические активы региона. Ключевая гипотеза научной работы заключается в том, что на основе поисковых запросов пользователей возможно выявить потребительские предпочтения и оценить потенциальный спрос со стороны населения на отдых в регионе проживания в условиях неполноты данных официальной статистики. Разработка авторского методического подхода к оценке потенциального туристического спроса на базе данных о поисковых запросах отражает научную новизну исследования. Полученные результаты обладают практической значимостью, позволяя выявлять наиболее популярные среди жителей туристические ниши, а также временные промежутки, характеризующиеся высокими показателями потенциального спроса. Результаты исследования могут быть использованы органами власти при оценке востребованности туристических ресурсов территории местными жителями в целях продвижения регионального туристического предложения на рынке
Ключевые слова
туризм, сезонность, потенциальный спрос, поисковые запросы, туристические ресурсы, регион, Вологодская область