Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
24.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Качество жизни и человеческий потенциал территорий"

Признаки прекаризации занятости педагогических кадров общего образования: региональный срез

Леонидова Г.В.

Том 27, №6, 2023

Леонидова Г.В. (2023). Признаки прекаризации занятости педагогических кадров общего образования: региональный срез // Проблемы развития территории. Т. 27. № 6. С. 157–177. DOI: 10.15838/ptd.2023.6.128.10

DOI: 10.15838/ptd.2023.6.128.10

  1. Абанкина И.В., Белова Ю.Ю., Зиньковский К.В., Латыпова Е.В., Милованов А.Е. (2022). Есть ли у педагогов альтернатива репетиторству для увеличения доходов? // Вопросы образования. № 4. С. 8–32. URL: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-8-32
  2. Абанкина И.В., Вавилова А.А., Деркачев П.В. [и др.] (2021). Оплата труда педагогов: как изменить ситуацию к лучшему? Москва: НИУ ВШЭ. 68 с.
  3. Александрова О.А. (2023). Проблемы высшей школы: внутри и вне системы образования // Уровень жизни населения регионов России. Т. 19. № 2. С. 157–168. URL: https://doi.org/10.52180/1999-9836_2023_19_2_1_157_168
  4. Александрова О.А., Файман Н.С. (2023). Критерии неустойчивой занятости научно-педагогических кадров // Уровень жизни населения регионов России. Т. 19. № 1. С. 70–85. DOI: 10.52180/1999-9836_2023_19_1_6_70_85
  5. Багнетова Е.А. (2017). Факторы профессионального стресса педагогов общеобразовательных школ // Вестник Сургутского гос. пед. ун-та. № 3 (48). С. 84–88.
  6. Бергис Т.А., Кривуля Ю.С. (2020). Проблема профессионального стресса педагогов в условиях современной образовательной системы // Карельский научный журнал. Т. 9. № 1 (30). С. 47–49. DOI: https://doi.org/10.26140/knz4-2020-0901-0013
  7. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Одинцова Е.В. (2022). Социальные последствия тридцати лет капиталистических реформ в России // Российский экономический журнал. № 1. С. 78–107. URL: https://doi.org/10.33983/0130-9757-2022-1-78-107
  8. Вольчик В.В., Посухова О.Ю. (2017). Реформы в сфере образования и прекариатизация учителей // ТЕRRА ECONOMICUS. Т. 15. № 2. С. 122–138. DOI: 10.23683/2073-6606-2017-15-2-122-138
  9. Воробьева И.В. (2022). Социально-трудовое положение преподавателей вуза: элитные специалисты или потенциальные прекарии? // Высшее образование в России. Т. 31. № 10. С. 69–86. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-69-86
  10. Головчин М.А. (2021). Реализация принципа достойной оплаты труда в российском образовании: экономико-статистическое исследование // Вопросы статистики. № 28 (3). С. 15–30. URL: https://doi.org/10.34023/2313-6383-2021-28-3-15-30
  11. Головчин М.А. (2022). Возможности опережающего формирования достойной оплаты труда ученых в российских регионах // Russian Journal of Economics and Law. № 3. С. 465–482. DOI: 10.21202/2782-2923.2022.3.465-482
  12. Долженко Р.А., Лобова С.В. (2018). Взаимосвязь прекаризации занятости и трудовой мобильности научно-педагогических работников региональных вузов: постановка проблемы // Университетское управление: практика и анализ. № 22 (2). С. 83–96. URL: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.02.019
  13. Дружилов С.А. (2020). Вопросы нестандартной трудовой занятости: социально-гигиенические аспекты // Медицина труда и промышленная экология. Т. 60 (6). С. 392–398. DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2020-60-6-392-398
  14. Клименко Л.В., Посухова О.Ю. (2017). Профессиональная идентичность городских учителей в условиях модернизации института образования // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). Т. 9. № 2. С. 137–153.
  15. Колосова Е.А. (2020). Прекарность в общем и дошкольном образовании: к постановке вопроса // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: сб. докладов VI Всерос. социол. конгресса (г. Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. Москва: РОС; ФНИСЦ РАН. 6003 с.
  16. Константиновский Д.Л., Пинская М.А., Звягинцев Р.С. (2019). Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания // Социологические исследования. № 5. С. 14–25. DOI: 10.31857/S013216250004949-6
  17. Лапина Т.А. (2020). Нестандартная занятость научно-педагогических работников российских вузов // Вестник Омского университета. Сер.: Экономика. Т. 18. № 4. С. 75–81. DOI: 10.24147/1812-3988.2020.18(4).75-81
  18. Леонидова Г.В. (2017). Профессиональная самоидентификация и самочувствие учителей в условиях продолжающихся реформ образования // Проблемы развития территории. № 6 (92). С. 7–26.
  19. Леонидова Г.В., Белехова Г.В. (2021). Качество трудовой жизни учителя общеобразовательной школы // Глобальные вызовы и региональное измерение в зеркале социологических измерений: мат-лы VI междунар. науч.-практ. конф. (г. Вологда, 29 марта – 2 апреля 2021 г.). Вологда: ВолНЦ РАН. С. 150–154.
  20. Леонидова Г.В., Валиахметов Р.М., Баймурзина Г.Р., Бабич Л.В. (2020). Проблемы и перспективы дистанционного обучения в оценках учителей и родителей обучающихся // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 13. № 4. С. 202–219. DOI: 10.15838/esc.2020.4.70.12
  21. Леонидова Г.В., Головчин М.А., Соловьева Т.С. (2018). Учитель и образовательная реформа: взгляд из региона / под науч. рук. В.А. Ильина; под ред. А.А. Шабуновой, О.Н. Калачиковой. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН. 178 с.
  22. Макеев П.А. (2019). Репетиторство в России: описание явления на основе онлайн-платформ // Journal of Institutional Studies, 11 (4), 106-120. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.4.106-120
  23. Маслинский К.А., Иванюшина В.А. (2016). Остаться учителем? Факторы, влияющие на отношение к уходу из учительской профессии // Вопросы образования. № 4. С. 8–30.
  24. Попов А.В., Соловьева Т.С. (2019). От прекаризации к неустойчивой занятости: теоретическое осмысление хрестоматийных понятий // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. Т. 12. № 5. С. 90–101. DOI: 10.18721/JE.12507
  25. Попов Д.С., Стрельникова А.В., Григорьева Е.А. (2023). Учителя в условиях «кризисной цифровизации»: на пороге «нового луддизма»? // Социологический журнал. Т. 29. № 1. С. 55–77. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2023.29.1.3
  26. Прекариат: становление нового класса (2020) / под ред. Ж.Т. Тощенко. Москва: ЦСПиМ. 400 с.
  27. Райхельгауз Л.Б. (2019). Репетиторство как социально-педагогический феномен // Социально-политические исследования. № 3 (4). С. 106–114. DOI: 10.24411/2658-428Х-2019-10515
  28. Слободская А.В. (2018). Прекариатизация научных сотрудников и педагогических работников высшего образования: формирование академического прекариата // Грамота. № 7 (93) C. 106–110. URL: https://doi.org/10.30853/manuscript.2018-7.22
  29. Смирнова Ю.А. (2021). Прекарные формы занятости в сфере высшего образования // Вестник МГЛУ. Общественные науки. Вып. 1 (842). С. 236–245. DOI: 202110.52070/2500-347Х_2021_1_842_236
  30. Смирнова Ю.А. (2022). Школьные учителя-полупрекарии: типология на примере педагогов-лингвистов // Вестник Московского гос. лингв. ун-та. Общественные науки. Вып. 1 (846). С. 136–143. DOI: 10.52070/2500-347X_2022_1_846_136
  31. Соловьева Т.С. (2016). Новая система оплаты труда в оценках педагогов (на примере Вологодской области) // Социология образования. № 4. С. 28–41.
  32. Тощенко Ж.Т. (2020). Общие и специфические критерии прекарной занятости (опыт эмпирического анализа) // Социологические исследования. № 9. С. 90–102. DOI: 10.31857/S013216250009905-8
  33. Тощенко Ж.Т., Анисимов Р.И. (2019). Прекарный труд в России: состояние и тенденции // СПЭК­2019 «Форсайт «Россия»: будущее технологий, экономики и человека»: сб. пленарных докладов Санкт-Петербургского междунар. экон. конгресса (СПЭК–2019). Т. 1 / под общ. ред. С.Д. Бодрунова. Санкт-Петербург: ИНИР. 208 с.
  34. Файман Н.С. (2019). Неустойчивость условий занятости научно-педагогических кадров как фактор формирования академического прекариата // Народонаселение. Т. 22. № 4. С. 103–114. DOI: https://doi.org/10.19181/1561-7785-2019-00042
  35. Черных Н.В. (2021). Элементы неустойчивой занятости в труде научных и педагогических работников // Lex russica. Т. 74. № 10. С. 36–46. DOI: 10.17803/1729-5920.2021.179.10.036-046
  36. Шереги Ф.Э. (2016). Педагоги общеобразовательных организаций: труд или повинность? // Социологические исследования. № 1. С. 108–116.
  37. Alves P.C., Oliveira A.F., Paro H.B.M. de S. (2019). Quality of life and burnout among faculty members: How much does the field of knowledge matter? PLoS One, 14 (3), e0214217. DOI: 10.1371/journal.pone.0214217
  38. Crisci A., Sepe E., Malafronte P. (2019). What influences teachers’ job satisfaction and how to improve, develop and reorganize the school activities associated with them. Quality & Quantity, 53, 2403–2419. Available at: https://doi.org/10.1007/s11135-018-0749-y
  39. Ferrer J. (2017). Caught in a debt trap? An analysis of the financial well-being of teachers in the Philippines. The Normal Lights Journal on Teacher Education, 11, 297–324. DOI: 10.56278/tnl.v11i2.538
  40. Layard R., Richter A. (1995). Labour market adjustment – the Russian way. In: Aslund A. (ed.). Russian Economic Reform at Risk. London, Pinter Publishers.
  41. Mouza A.M., Souchamval D. (2016). Effect of Greece’s new reforms and unplanned organizational changes on the stress levels of primary school teachers. Social Indicators Research, 128, 981–994.
  42. Pembroke S. (2018). Precarious Work Precarious Lives: How Policy Can Create More Security. Dublin: TASC.
  43. Rzhanitsyna L. (2000). Working women in Russia at the end of the 1990s. Problems of Economic Transition, 43 (7), 56–67.
  44. Standing G. (2011). The Precariat. The New Dangerous Class. New York: Bloomsbury Publishing Plc.
  45. Zwerling H.L., Thomason T. (1995). Collective Bargaining and the Determinants of Teachers' Salaries. Journal of labor research, XVI, 4, 467–484.

Полная версия статьи