Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
05.02.202502.2025с 01.01.2025
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Государственное регулирование территориального развития"

Развитие туристической индустрии в регионах Северо-Запада России в современных условиях

Леонидова Е.Г.

Том 29, №1, 2025

Леонидова Е.Г. (2025). Развитие туристической индустрии в регионах Северо-Запада России в современных условиях // Проблемы развития территории. Т. 29. № 1. С. 10–29. DOI: 10.15838/ptd.2025.1.135.2

DOI: 10.15838/ptd.2025.1.135.2

Северо-Западный федеральный округ является перспективным макрорегионом России для развития туризма. Для обеспечения выполнения стратегических целей, связанных с реализацией национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», актуализируется оценка развития туристической индустрии в регионах Северо-Запада России, что и стало целью исследования. Для ее реализации проанализирован спрос населения на гостиничную инфраструктуру макрорегиона, определены тенденции и особенности потребления услуг размещения в субъектах Северо-Западного федерального округа, оценены эффекты от роста туристского потребления для региональной экономики, предложены направления, способствующие реализации туристического потенциала субъектов округа и выполнению целей национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Выделены типы регионов по уровню развития туризма, обнаружены региональные диспропорции в распределении туристического потока в макрорегионе, выявлена проблема наращивания номерного фонда для большинства субъектов Северо-Запада России, установлено снижение туристической привлекательности отдельных территорий округа. Научная новизна работы состоит в рассмотрении тенденций развития туристической индустрии на Северо-Западе России, функционирующей в условиях негативных внешних вызовов и роста привлекательности внутренних туристических направлений; в совершенствовании инструментария использования межотраслевого баланса в целях анализа и оценки экономических эффектов для региональной экономики, возникших в результате активизации туристической деятельности. Информационную базу исследования образуют сведения статистики, отражающие развитие туристической индустрии, результаты социологического опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», данные ЕМИСС и таблицы «затраты – выпуск». В ходе исследования применялись методы сравнительного анализа и синтеза, экономического и статистического анализа, межотраслевого баланса. Материалы статьи представляют практический интерес для органов государственной власти при реализации политики по развитию туристической отрасли для более объективного понимания тенденций ее развития и получения большего экономического эффекта

Ключевые слова

туристские услуги, туризм, внутренний туризм, СЗФО, потребление

Полная версия статьи