Научный журнал ВолНЦ РАН (печатное издание)
24.12.202412.2024с 01.01.2024
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Качество жизни и человеческий потенциал территорий"

Факторы формирования образовательных ориентаций выпускников сельских школ Саратовской области

Вяльшина А.А., Дакирова С.Т.

№3 (101), 2019

Вяльшина А.А., Дакирова С.Т. Факторы формирования образовательных ориентаций выпускников сельских школ Саратовской области // Проблемы развития территории. 2019. № 3 (101). С. 134–151. DOI: 10.15838/ptd.2019.3.101.9

DOI: 10.15838/ptd.2019.3.101.9

Целью статьи является социологический анализ образовательных ориентаций выпускников сельских школ Саратовской области. Актуальность исследования обусловлена стратегической ролью молодежи в процессах формирования человеческого капитала России и модернизации ее социально-экономического развития. Выделены три группы выпускников сельских школ по образовательным ориентациям (ориентированные на получение среднего профессионального и начального профессионального образования; желающие получить высшее образование и ориентированные на послевузовское образование). Представлен анализ факторов, обусловливающий формирование определенного типа ориентаций, связанных с ближайшим окружением (семья и родственники, друзья, учителя, средства массовой информации, интернет) и внутренними особенностями (склонности, ценности, мотивация). Выявлено, что дифференциация образовательных намерений обусловлена различиями в системах жизненных ценностей молодых людей и месте образования в них, барьерами на пути реализации образовательных стратегий и предпосылками обеспечения образовательных стремлений (факторы достижения жизненного успеха, оценка субъективного уровня успеваемости, ближайшие жизненные планы). Представлен анализ особенностей жизнеустройства выпускников 9 и 11 классов средних школ региона, позволяющий оценить степень реализации индивидуальных образовательных ориентаций сельской молодежи. Показано, что успешность образовательных стратегий зависит от особенностей родительской семьи (уровень образования родителей, социально-экономический статус семьи, состав и структура семьи), а также личностных качеств, особенностей мотивационно-достиженческой системы и характеристик ближайшего окружения молодых людей. Информационную базу исследования составляют результаты прикладного социологического исследования, проведенного Институтом аграрных проблем РАН в 2017 году. Результатом исследования является вывод о наличии существенных различий в образовательных притязаниях выпускников сельских школ Саратовской области, обусловленных многообразием их интересов, потребностей, смысложизненных ценностей и имеющимися возможностями. Сделан вывод о том, что высокие образовательные и профессиональные стремления значительной части выпускников сельских школ позволяют считать уровень жизненных притязаний молодежи основным ограничением будущего устойчивого развития сельских территорий

Ключевые слова

социологическое исследование, сельская молодежь, образовательные ориентации, саратовская область

Полная версия статьи